Владивостокская крепость (краткий исторический очерк)

Схема Владивостокской крепости по состоянию на 1916 год
Схема Владивостокской крепости по состоянию на 1916 год

 Форты 1899 года

 Береговые батареи

 1  Муравьева-Амурского  17  Лагерная
 2  Суворова  18 Безымянная
 3   Линевича  19  Тигровая
4  Русских  20  Саперная
 5  Поспелова  21  Иннокентьевская

 Укрепления и редуты

 22  Куперовская
 6  Укрепление№1  23  Токаревские
 7   Укрепление №2  24  Голдобинские
 8  Редут №4  25  Уссурийская
 9  Редут №5  26  Назимовская

 Люнеты

 27  Петропавловские
 10  Люнет №1  28  Ларионовские
 11  Люнет №2  29  Поспеловская
 12  Люнет №3  30  Новосильцевская

 Сухопутные батареи

 13  Литер А
 14  Литер Б
 15  Литер В
 16  Литер Г

Владивосток по праву считался одной из сильнейших морских крепостей мира. Официально он стал крепостью в 1889 году, но крупномасштабные оборонительные работы начались здесь еще в 1877-1878 гг. по инициативе заведующего инженерной частью Восточно-Сибирского военного округа полковника П. Ф. Унтербергера. Запроектированные им укрепления строил военный инженер полковник В. П. Широков. Первый начальник инженеров крепости полковник К. С. Чернокнижников перестроил во второй половине 90-х годов береговые батареи крепости в бетонные и разработал первые проекты сухопутных долговременных оборонительных сооружений. В 1899 г. военный инженер полковник К. И. Величко разработал новый план сухопутной обороны. В 1900-1904 гг. по этому проекту полковники В. И. Жигалковский и С. Ф. Чиж построили форты Муравьева-Амурского и Суворова, укрепления № 1, 2, и 3 (форт Линевича), редуты № 4 и 5 и три люнета. Укрепления соединялись между собой оградой в виде рва и земляного вала. На Русском острове возвели форт Русских на одноименной горе и укрепление № 4 (форт Поспелова) на Саперном полуострове. Все оборонительные сооружения были конструктивно близки к фортам строившейся одновременно крепости Порт-Артур. Смотри Форты проекта 1899 года

В 1904 -1905 гг. наличие во Владивостоке крепости предотвратило захват Владивостока японской армией.

В 1910-1916 гг. генерал-майор А. П. Шошин усилил крепость по проекту инженер-генерала А. П. Вернандера. Он построил форты № 1-7, опорные пункты литер А, Е, Ж и З по южному борту долины Седанки от Уссурийского до Амурского залива, форты №№ 9-12 на южном и восточном побережье Русского острова, береговые батареи, противодесантные береговые капониры и ряд объектов инфраструктуры. Новые форты соответствовали последним достижениям военно-инженерной науки и имели большое количество подземных и бетонных сооружений.

В 1930-е — 40-е гг. на подступах к Владивостоку была создана новая система береговой обороны, включавшая в себя мощнейшие 180-мм открытые и башенные батареи, 305-мм башенную батарею № 981 на о. Русском, а также 203-мм, 305-мм и 356-мм железнодорожные артиллерийские батареи, сделавшая невозможным нападение на Владивосток со стороны моря. Укрепления, создававшиеся трудом нескольких поколений русских военных инженеров в течении почти 70 лет, утратили прежнее военное значение, но являются интереснейшими достопримечательностями Владивостока и его окрестностей

Выстрел Тигровой батареи. 1904 год
Выстрел из 9-дюймовой береговой мортиры обр. 1867 г. на батарее Тигровая. Крепость Владивосток, 1904 г