Форты 1910 г.

В 1906 — 1908 гг. с учетом опыта русско-японской войны была разработана общая концепция коренного переустройства и усиления крепости. Однако к работам по строительству новых фортов приступили только в 1910 г. В 1910 г. в крепость был назначен новый начальник инженеров генерал-майор Кухарский, а его помощником стал известный военный инженер полковник А. П. Шошин. Фактически из-за частых болезней Кухарского Шошину пришлось исполнять его обязанности, а в 1911 г. его произвели в генерал-майоры и назначили начальником инженеров крепости и Строителем Владивостокских укреплений. Его помощниками были полковники Кригер- Войновский, Федоров и Голицын.

Для составления проектов и направления общего хода работ летом 1910 г. была образована Временная распорядительная комиссия по усилению Владивостокской крепости под председательством коменданта крепости генерал-лейтенанта В. А. Ирмана. Для ускорения работ проекты утверждал на месте назначенный Главным руководителем работ по переустройству крепости Владивосток (Особо уполномоченным лицом по усилению Владивостокской крепости) генерал-инспектор по Инженерной части инженер генерал А.П. Вернандер. Авторами проектов
укреплений и производителями работ были военные инженеры капитаны Кудрявцев, Унтербергер, Ионов, Проценко, Зубрицкий, Свиньин, Рыбинский, Буйко, подполковник Торопов, капитаны Ушаков, Шабанов, Греков, Фирсов, Иванов, Шелавин, Куксин и другие.

По проекту 1910 г. предполагалось построить форты №№ 1 — 7 и опорные пункты литер А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и З по южному борту  долины Седанки от Уссурийского до Амурского залива, форты №№ 9 — 12 на южном и восточном побережье Русского острова, береговые батареи, противодесантные береговые капониры, тоннельные погреба, казематированный мясохолодильник на Первой         Речке, аэродром на Второй речке, свыше 200 км шоссированных дорог и множество других вспомогательных объектов. Все укрепления, в отличие от сооружений проекта 1899 года, недостатки которых выявились еще в ходе обороны Порт-Артура, имели много казематированных и подземных сооружений, толщина бетонных покрытий уложенных по стальным швеллерам или        тавробимсам на асфальтовой прослойке достигала 3,6 метров, что обеспечивало защиту даже при обстреле из 420-мм орудий. В качестве типового решения проектировщики использовали так называемый “форт Величко”, предложенный в 1909 г. генерал-лейтенантом К. И. Величко. В качестве препятствия против штурма форты имели рвы, простреливаемые пушечным огнем из специальных казематированных построек — кофров. Основными боевыми сооружениями фортов были бетонные бруствера, на которых располагались стрелки. Под брустверами в едином с ними бетонном массиве располагались галереи-убежища для дежурных частей. Для отдыха гарнизонов в тыльных частях фортов предполагалось возвести горжевые казармы. Все части фортов соединялись подземными галереями-потернами.

Проект форта № 2. 1910 г. Разрезы
Проект форта № 2. 1910 г. Разрезы
Из фондов Российского Государственного архива ВМФ

Однако проектировщики не копировали типовой проект, а в соответствии с горными условиями местности придали фортам конфигурацию, точно соответствующую рельефу, который не нарушался, а огневые сооружения рассредоточивали на большой площади, что затрудняло пристрелку артиллерии противника. Наиболее близок к «форту Величко форт №4, имеющий трапециевидную форму, менее близки форты № 1 и № 5, очень своеобразны форты №№ 6 и 7 (Северный отдел обороны). Однако форты № 2 и № 3, а также новые форты Русского острова (№№ 9, 10, 11 и 12) имели совершенно оригинальную компоновку, являясь так называемыми «расчлененными»; фортами. Сооружение таких фортов явилось событием не только в отечественной, но и в мировой военно-инженерной науке.

На строительстве работало более 6000 человек, законтрактованных в европейских губерниях России, широко применялись механические перфораторы при скальных и тоннельных буровзрывных работах, бетонные заводы и бетоньерки, камнедробилки, работающие на электричестве. Для доставки многих тысяч тонн песка, щебня и цемента на форты была проложена специальная железнодорожная ветка, от которой на все форты от Амурского до Уссурийского залива была устроена целая система подвесных канатных дорог. Благодаря хорошей организации работ уже в 1912 г. на фортах был выполнен значительный объем бетонных работ, а к 1914 г. они были готовы примерно на 2/3 и представляли собой внушительную боевую силу. В 1915 г. темп работ снизился из-за прекращения подвоза цемента, в 1916 — 1917 гг. проводились, в основном, работы по планировке земляных откосов, облицовка готовых тоннелей камнем и усиление уже построенных оборонительных сооружений. В 1917 г. строительство остановилось совсем. В октябре 1914 г. пехотные части крепости были отправлены на фронт, впоследствии туда же отправились и инженеры строители и часть крепостных артиллеристов. В годы гражданской войны крепость многократно переходила из рук в руки, но ее штаб и управления функционировали до 1923 г., когда по условиям соглашения с Японией были упразднены.

Форт № 2. Левый люнет. Стрелковый бруствер и площадки для противоштурмовых орудий
Форт № 2. Левый люнет. Стрелковый бруствер и площадки для противоштурмовых орудий

Фото галерея