Железнодорожные пушки во Владивостоке

В 1931 г. после вторжения Японских войск в Маньчжурию во Владивосток для спешного усиления его обороны направили морские пушки, установленные на железнодорожных транспортерах. Из них сформировали три железнодорожные батареи — № 1 на 2 — 203-мм пушки, № 2 на 3 — 152-мм пушки Канэ и № 3 на 3 — 130-мм пушки. В январе 1932 г. они заняли огневые позиции. Эти батареи составили 5-й отдельный железнодорожный артиллерийский дивизион. Их разместили на железнодорожных путях, проходивших вдоль побережья Амурского залива на западном берегу п-ова Шкота. Вскоре батарею № 1 перевели на побережье б. Улисс, куда проложили специальную железнодорожную ветку. Тогда же на Ленинградском металлическом заводе спешно велись работы по изготовлению трех железнодорожных транспортеров ТМ-1-14. Для них использовали 356-мм орудия с недостроенного линейного крейсера “Измаил”. Эти артиллерийские системы могли вести огонь со специально оборудованных бетонных оснований на 360°. В ноябре — декабре 1933 г. батарею № 6 из трех пушек ТМ-1-14 перебросили из Ленинграда во Владивосток. К 1934 г. были сооружены бетонные основания на позиции “Первая речка” в долине р. Первая речка и подготовлена позиция “Гнилой угол” в долине р. Объяснения. Если на позиции “Первая речка” воспользовались железной дорогой, проложенной в 1905 г. для нужд Владивостокской крепости, то ветку в “Гнилой угол” пришлось построить специально. Была также сооружена позиция “Эгершельд”. Для обеспечения быстрого маневра артиллерийских систем в 1933 — 1935 гг. пробили специальный железнодорожный тоннель “им. тов. Сталина” длинной свыше 1,3 км. В 1934 г. на Николаевских государственных заводах им. А. Марти завершили изготовление 6 железнодорожных артиллерийских установок ТМ-2-12, составивших батареи № 7 и 8.

305/40-мм морская железнодорожная артиллерийская установка ТМ-2-12. Из коллекции Н.В. Гаврилкина
305/40-мм морская железнодорожная артиллерийская установка ТМ-2-12. Из коллекции Н.В. Гаврилкина

Для их изготовления использовали орудийные станки бывших линейных кораблей Черноморского флота “Св. Евстафий” и “Иоанн Златоуст», а также запасные орудийные 305-мм стволы длинной 40 калибров изготовленные в Англии фирмой “Виккерс” в 1915 -17 гг. В конце 1934 г. батареи № 7 и 8 прибыли во Владивосток. Позднее, в 1935 году, батарею № 8 перевели на новую позицию у ст. Дунай на восточном берегу Уссурийского залива.

Морские железнодорожные артиллерийские установки ТМ-2-12 на позиции "Эгершельд" во Владивостоке (Из книги Л.И. Амирханова "Морские пушки на железной дороге. СПб., 1994")
Морские железнодорожные артиллерийские установки ТМ-2-12 на позиции «Эгершельд» во Владивостоке (Из книги Л.И. Амирханова «Морские пушки на железной дороге. СПб., 1994»)

Во время Второй Мировой войны на Дальзаводе во Владивостоке были изготовлены новые железнодорожные артиллерийские установки на базе 130-мм пушек Б-13-2с. Ими укомплектовали батареи вновь сформированного 222-го морского железнодорожного артиллерийского дивизиона. Все железнодорожные батареи были объединены в 12-ю морскую железнодорожную артиллерийскую бригаду. Тяжелые железнодорожные артиллерийские установки могли почти на равных вести борьбу с линейными кораблями вероятного противника, оставаясь, благодаря своей подвижности, практически неуязвимыми для его огня. В августе 1945 г. 130-мм пушки 222-го дивизиона участвовали в боевых действиях с Японией на суше, оперируя в районе железнодорожной станции Гродеково.